На главную
 
 
ВЫПОЛНЯЕМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Закончились летние каникулы. Ребенок ли, взрослый ли, - нет человека, который бы не постарался посетить школу в День Знаний. Ученики торопятся встретиться с одноклассниками (а некоторые, - не поверите, - даже ждут встречи со своими учителями!). Родители ведут детей на торжественную линейку, спешат-волнуются бывшие дошколята, а теперь гордые первоклассники. И уж, конечно, не обходится осенний праздник без бабушек-дедушек. Вся семья в сборе! Как на Новый Год! Да, собственно, это и есть начало нового, только не календарного, а учебного года.
Но праздник на то и праздник, чтобы его сменяли будни. Тяжелые учебники, неподъемные портфели. Повторение изученного материала и связанный с этим благородный ужас на грани паники: как я мог (или могла) все забыть! Напрочь! Безвозвратно! А домашние задания, которые первые два месяца кажутся китайской грамотой? Сидишь дома перед открытым учебником. Строчки прыгают, расплываются, меняются местами. Тетрадь открыть боишься, поскольку тогда придется что-то писать, а что писать не знаешь - не ведаешь.
Но если в школьных стенах ученик взбирается по тернистому пути познания самостоятельно, то дома, как правило, найдется помощник-советчик в лице бабушки, дедушки, мамы, папы, старшего брата или сестры, случайно зашедшего соседа и т. д. Довольно часто выполнение домашнего задания становится совместным, а зачастую и 'вместным' творчеством всей семьи. Поэтому я, скажем, никогда не задаю сочинения на дом: мне хочется оценивать качество навыков и способностей моих учеников, а не лингвистические способности мам-пап. Помните: Папа у Васи силен в математике?..
Ни одно родительское собрание не обходится без пожеланий родителей по поводу учебной нагрузки в школе. И чем больше родителей на собрании, тем, соответственно, больше пожеланий. В конечном итоге, все сводится к двум диаметрально противоположным мнениям:
1. Моему ребенку задают слишком много. Домашние задания значительно превышают объем работы, выполненной в классе. Ребенок приходит домой в четыре-пять (и где только его носит?), мы приезжаем домой поздно. Пока еда да отдых, пока то да се, уже и спать пора. Сидим над домашкой до полуночи, а завтра с красными глазами опять в школу за новой порцией заданий. Каждый день по шесть уроков! Дожились: даже по музыке нужно учить биографии композиторов! А когда контрольная работа по математике, разве можно задавать упражнения по украинскому и английскому языкам? Мне не нужен вундеркинд, поберегите детское здоровье. Ребенок перегружен! Требуем внимания и понимания! Свободу Юрию Деточкину! Свободу попугаям!!!
2. Моему ребенку практически ничего не задают. Он выполняет уроки за двадцать минут, а потом весь день не знает, чем заняться. Ваши уравнения он щелкает, как семечки. Хватит задавать ерунду и легкотню! Продумайте индивидуальные упражнения для моего чада. Почему мы должны плестись вместе со всем классом, когда можем нестись вперед почти экстерном? Ребенку скучно и неинтересно. В конце концов, дети в школу ходят учиться или отдыхать? Учителя учат или развлекают?
Попробуем вместе ответить на вопрос, каким должно быть домашнее задание и как его выполнять? При этом будем учитывать как объективные факторы, а именно четкие методические требования, так и субъективные моменты, к которым можно отнести интересы и способности ребенка, особенности семейного уклада и многое другое.
Условный объем домашнего задания не должен превышать трети проделанной в школе работы. Не стоит понимать данное требование буквально. Приходит мама ученика с рабочей тетрадью сына и требует к ответу учителя: почему в классе дети записали всего несколько строк, а домашнее задание по объему превышает половину страницы! Учитель на уроке может предложить детям лекционный материал, развивающие устные игры. Урок может проходить в форме эвристической беседы, включать в себя работу с перфокартами, минилетучками, другим раздаточным материалом, дети могут работать с тестами, аудио или видеозаписями, просматривать слайды, наблюдать за опытами: Да мало ли форм работы, не требующих письменной фиксации и при этом не менее эффективных? На дом же учитель вполне может предложить письменное упражнение, позволяющее закрепить усвоенный в классе устный материал.
Как же вычислить пресловутую третью часть объема классной работы? Только по времени. Подразумевается, что общие темпоральные затраты на выполнение домашних заданий по всем предметам не должны превышать трети того времени, которое ребенок проводит в школе. Четыре-пять часов учебы - около полутора часов самостоятельной работы дома.
Вот тут-то и начинаются основные сложности. Помните, как в руководстве по эксплуатации любого прибора указывают наиболее часто встречающиеся неполадки и предлагают оптимальные пути их устранения? Пользуясь личным педагогическим и административным опытом, я постараюсь в такую же форму облечь проблемы, возникающие при выполнении домашних заданий и предложить варианты их решения.

Проблема На что следует обратить внимание
1. 'С утра школа, потом обед, потом кружки, секции, дополнительные задания. Приходит усталый, а тут еще уроки. А отдыхать когда?' Не слишком ли ребенок задействован Вами во вторую половину дня? Всего все равно не успеть. И не стоит забывать, что хорошая школа даст необходимый общий уровень во всех областях знаний и творчества. Кружок или секция по интересам необходимы тогда, когда есть явно выраженный интерес или способности к данному виду самореализации.
В моей практике был случай, когда очень способный, всесторонне развитый ребенок взял прекрасный старт в начальной школе. Гордые родители предлагали ему все новые и новые виды дополнительных работ: музицирование, танцы, шахматы, иностранные языки. Несколько лет в таком темпе значительно повысили утомляемость, снизили скорость восприятия и воспроизведения информации. В учебе создана была ситуация неуспеха. Кто при этом выиграл?
Если ребенок не занят во вторую смену, а времени все равно недостаточно, убедитесь, что день спланирован правильно. Может быть необходим более четкий или измененный распорядок дня. Попробуйте пожить по часам, пока не войдете в ритм.
2. 'В пять вечера я усаживаю ребенка за уроки. Не поднимая головы, он трудится до полуночи. И все равно не успевает сделать и половины!' Разрешите мне заглянуть в детскую комнату и слегка утрированно проиллюстрировать процесс выполнения домашней работы?
В пять Вы начинаете сизифов труд по водворению сына или дочери на рабочее место. Находится тысяча причин, по которым немедленно приступить к выполнению домашки никак нельзя: недосмотренный фильм, недоигранный квест, недоеденный кекс, головная боль и т.д. Наконец, ребенок сидит за столом. Стол неубран, так работать нельзя. Вместе вы за пятнадцать минут кое-как наводите порядок, но тут выясняется, что учебник забыт в школе. К счастью, через полчаса обнаруживается запасной и начинаются поиски тетради. К сожалению, в дневнике задание не записано. Вы или ребенок обзваниваете одноклассников или учителей в поисках заветного номера или параграфа. Потом нужно выпить чаю, поскольку в горле пересохло. Затем нужно найти линейку, карандаш, ручку: В семь Вы облегченно вздыхаете, потому что ребенок написал, наконец, 'Пятое сентября. Классная работа'. Затем вывел корректором слово 'классная' и нацарапал 'домашняя'. Вы уже не обращаете внимания на то, що це зошит з укра?нсько? мови. Через минут пятьдесят Ваш ребенок выходит из детской. Ему срочно нужно в туалет. Это святое! Вы заглядываете в тетрадь и обнаруживаете: 'Пятое сентября. Домашняя работа'. И все. Вы звереете и решаете заняться лично. За окном темно. Всем хочется спать. Материал в голову не лезет. Когда же выясняется, что завтра по расписанию вообще нет украинского языка и все труды напрасны:
Пока ребенок не научится работать в четком учебном ритме, пока не достигнет необходимого уроня самоорганизации, он всегда будет часами 'трудиться' там, где хватило бы двадцати минут.
3. 'Материал слишком сложный, помочь ребенку не могу. Чем они там в школе занимаются? Уходит с пустой головой, возвращается с такой же! Сидит над уроками, а сделать ничего не может - не усвоил, говорит, что не объясняли'. Действительно, залог быстро и аккуратно выполняемой домашней работы заключен в качестве усвоения учебного материала в школе. Домашнее задание, - как правило, лишь закрепление изученного материала. Во многом процесс постижения нового зависит от профессиональных и человеческих качеств учителя. Но в цепи учитель-ученик оба звена должны работать с максимальной отдачей как на передачу, так и на прием. Не стоит обвинять учителя во всех смертных грехах, если Ваш ребенок недостаточно качественно усваивает учебный материал. Ведь такие качества, как любознательность, способность к самоконтролю, пытливость, целеустремленность, трудолюбие, работоспособность развиваются в самом раннем возрасте, в первую очередь, в семье. Учитель не клоун. Заинтересовать можно ребенка любознательного. Инертный, равнодушный ученик, как бы ни старался учитель, найдет для себя больше интересного за окном, чем на уроке.
4. 'По шесть уроков в день! Немыслимо! И по каждому - домашнее задание. По истории - три параграфа, по географии - два плюс контурные карты, реферат по музыке. А ведь еще и основные предметы требуют внимания!' Давайте заметим сразу, что 'неосновных' предметов в школьной программе нет. От учителя по изобразительному искусству, музыке, хореографии, физическому воспитанию требуется не меньше профессионализма, чем от физика, математика, филолога. Да еще нужен талант и определенный уровень творческого мастерства. Не каждый словесник, например, может похвастаться собственным литературным наследием. А где Вы видели учителя-художника, который сам не рисует картины?
Проблема же в том, что не достаточно равномерно распределена в семье учебная нагрузка на всю рабочую неделю. По истории три параграфа? А сколько уроков истории в неделю? Два. Во вторник, например, и в пятницу. Если ребенок любит читать, то учебники по истории, географии, зоологии превращаются в увлекательные художественные книги. Как говорила Гермиона, подруга Гарри Поттера, для легкого чтения. В пятницу, по приходу из школы, ученик прочитал один параграф? Нет. В субботу книгу открывал? Нет. В воскресенье, конечно, отдыхал. И правильно. Хотя, прочитать параграф по истории - разве не отдых? А в понедельник схватился за географию, историю, музыку разом. Да еще вспомнил об английском, литературе и математике. Кстати, о литературе. Весь ли список украинской, русской и зарубежной литературы был освоен ребенком за лето? Нет? Сначала круиз, а потом в деревню к деду? А там читать было нельзя? А ведь прочитать придется, если мы хотим добиться учебных результатов. И вся нагрузка ложится на учебный год, смешивается с текущей обязательной нагрузкой, и в результате - проблема.
5. 'Моего ребенка мало загружают. Он может растерять способности, облениться, выйти из рабочего ритма!' Есть учебная программа. Учитель планирует уроки и закрепление таким образом, чтобы к концу учебного года программа была усвоена. Спешка хороша сами знаете когда. Проверте правильность и глубину усвоения выполненной работы. Гордитесь, если ваш ребенок усваивает все намного быстрее своих сверстников. Таковы его индивидуальные способности, таков его интеллектуальный рабочий ритм. Таким натурам всегда свойственна некоторая леность ума: все быстренько сделал - гуляй смело. Вам нравиться видеть ребенка корпящим над уроками? Если он все успевает сделать в кратчайшие сроки и в полном объеме, зачем 'грузить' его рутинной дополнительной работой. Он сам найдет себе занятие, более ценное для его пытливого ума. Прекрасным дополнением к школьной программе могут стать кружок, секция, факультатив. Но не переборщите (см. проблему ? 1).

Подведем итоги. В образовательной цепи 'повторение изученного - приобретение новых знаний - закрепление - систематизация - практическая отработка' учитель использует домашнее задание как эффективное средство для каждого из указанных звеньев. Система продуманных домашних заданий всегда позволит добиться высокого результата при изучении любого предмета, научит ребенка самостоятельной деятельности, разовьет навыки самоконтроля.
Родители могут постараться найти золотую середину, когда их участие и помощь ребенку, не будучи пассивным ничегонеделанием, тем не менее, не превратятся в активное замещение функций самого учащегося. На первых порах хорош контроль над результатом. Контроль со временем станет выборочным и будет подкреплен взаимным доверием и уважением. Полезны советы, которые оставляют право выбора: 'А не хочешь попробовать так?' И попробуйте никогда не обсуждать при ребенке качество и объем домашних заданий. Тем самым Вы подрываете авторитет педагога, что, в свою очередь, снижает эффективность учебного процесса. При этом иногда благотворное влияние оказывает совместное творчество родителей и детей в атмосфере интереса к выполняемой работе.
И главное. Не слушайте доброхотов, убеждающих Вас, что есть школы, где ребенка отбирают у Вас утром, а возвращают вечером готовеньким. Так не бывает. Никакие группы продленного дня не избавят Вас от необходимости читать вместе с ребенком книги, учить стихотворения, разводить краски на палитре и т. д. Ученик в школе приобретает товар - знания. Каждый товар имеет ценность только тогда, когда его можно перепродать. Единственные покупатели для ребенка пока только Вы. Если вы проявляете интерес не к оценкам, а к событиям школьной жизни ребенка, к тому, что он приносит из школы в голове и в душе, а не в портфеле, то все будет просто здорово. Удачного старта и стабильного ритма в новом учебном году!

ТЕМ, КТО НЕ РАЗУЧИЛСЯ ОТДЫХАТЬ

Каково главное украшение новогоднего праздника? Вспомним Печкина из Простоквашино. Этот обаятельный мультяшка утверждал, что таковым является телевизор. К сожалению, Печкин во многом прав. Мы разучились отдыхать сами: голубой экран заменил нам массовика-затейника.
Позвольте обратиться к тем, кто привык устраивать праздники, полагаясь не на мастерство профессиональных сценаристов и ведущих, а на собственный талант и энтузиазм. К тем, кто считает, что главное украшение торжественного дня не телевизор, а веселая компания хороших друзей.
Есть множество коллективных игр: крокодил, ассоциации, фанты и прочая, и прочая. Каждая требует от участников определенной энергии, самоотдачи. Иногда в компании тяжело убедить каждого в необходимости принять участие в игре: кто-то устал после трудового дня, кто-то пришел просто посидеть в качестве наблюдателя. И тут-то нужна 'фишка', которая безотказно даст старт хорошему настроению на празднике.
В школе 'Майбуття' бытует традиция: Новый год мы всегда отмечаем сообща. Кроме театральных постановок, переделки песен и прочей 'капустной' мишуры, мы часто используем такую форму праздничной самореализации, как спектакли-самоделки. Поясняю. Берете десяток веселых (хотя это не обязательно - поверьте, после невеселых уже не останется) друзей. Распределяете роли случайным образом. Далее ведущий читает сценарий (здесь нужен определенный талант и голос), а действующие лица следуют услышанному и выполняют необходимые действия. То шедевральное чудо, которое выйдет у вас в итоге, способно зарядить позитивными эмоциями даже самого циничного скептика. Попробуйте два предлагаемых ниже сценария. Не пожалеете.












ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО
(НОВОГОДНЯЯ БЫЛЬ)

Действующие лица:

1. Огородное пугало.
2. Девочка.
3. Костер.
4. Ворона.
5. Мышка-полевка.
6. Буран.
7. Мороз.


В широком, продуваемом всеми ветрами поле одиноко стояло огородное пугало. Это милое создание было слегка кособоко, рисованная физиономия его была немного перекошена. Но при этом в пугале было море обаяния.
Сегодня, в канун Нового Года, по заснеженной тропке через поле весело спешила девочка. Она возвращалась домой от бабушки. Вдруг девочка в вечерних сумерках заметила пугало и остановилась, как вкопанная. Сначала девочка испугалась страшилища и закрыла лицо руками. Но затем поняла, что это всего лишь мешок, набитый соломой. Девочка несколько раз обошла вокруг шеста, на котором слегка покачивалось пугало под порывами ветра. Пугало имело такой обаятельный и при этом такой жалкий вид, что девочка не могла спокойно уйти прочь. Бабушка подарила девочке игрушки и дождик на новогоднюю елку. Теперь этими игрушками девочка украсила пугало, и то приобрело уж совсем праздничный вид. Пугало просто светилось счастьем.
В поле холодало. Давал о себе знать зимний мороз. Он был везде: пытался сковать пугало в жесткие тиски, щипал девочку за нос и щеки, пытался забраться под одежду.
Девочка мерзла, ежилась и плотнее куталась в шубу. Наконец, она решила согреться и развела рядом с пугалом маленький костер. Вернее, он вначале был маленький. Но по мере того как девочка подбрасывала в него хворост, ветки и поленья, костер рос, мужал, пока не стал весело потрескивать и плеваться искрами. Костер быстро отогнал мороз подальше за пугало и принялся нежно ласкать девочку живым теплом.
В это время мимо пролетала ворона, старая подруга огородного пугала. Ворона была очень любопытной, и поэтому смело присела на любимое место на плече пугала. Девочка не любила ворон, поэтому сначала кышнула на птицу, а после и вовсе запустила в нее палкой. Ворона обиженно каркнула, сделала круг над пугалом и вновь уселась на место. Птицу очень заинтересовали елочные игрушки. Их-то она и стала поддевать клювом, пытаясь сорвать их с довольно конкретной целью.
Мороз подкрался и к вороне. Он схватил ее за клюв, потом за хвост, а после стал выщипывать ее перья. Пугало все сильнее раскачивалось под порывами ветра.
В это время мимо пробегала маленькая мышка-полевка. Она тоже стала жертвой мороза, который стал щипать ее за тоненькие усики, щекотать густую шерстку. Мышка подкралась поближе к костру и стала протягивать к нему озябшие лапки - задние и передние.
Девочка, увидав мышку, взвизгнула, но потом сжалилась над маленьким грызуном и радушно пригласила мышку к костру. Потом, подумав, пригласила и ворону.
Мороз несколько раз попытался напасть на вечерних путников, но костер храбро отбивал его атаки и отгонял за пугало. Тогда мороз разозлился не на шутку. Он стал звать на помощь своего друга. И друг услышал: через несколько секунд на помощь морозу примчался лютый буран. Буран рванулся к костру и беспощадно разметал горящие головни. Потом буран и мороз набросились на мышку и ворону. Мышка носилась с диким визгом, ворона каркала и летала кругами. Костер затих и вскоре совсем угас на земле. Девочка бросилась искать спасения у шеста огородного пугала. Пугало нежно укрыло девочку своей мешковатой одеждой.
Ворона улетела в одну сторону, увлекая за собой лютый буран. Мышка убежала в другую сторону: за ней гнался злой мороз. На поле, в слабом круге света, который отбрасывали последние искры угасшего костра, остались только девочка и заботливо обнимающее ее пугало.
И всех ждала впереди волшебная новогодняя ночь.












В ВОЛШЕБНОМ ЗИМНЕМ ЛЕСУ

Действующие лица:
1. Елочка.
2. Снег
3. Заяц
4. Волк
5. Охотник
6. Спаниель

В волшебном зимнем лесу, в самой его чаще стояла маленькая, но очень стройная елка. Елочка была сегодня в прекрасном настроении: напевала песенку про себя и в такт этой песенке покачивала нарядными веточками. И немудрено - ведь сегодня был канун Нового Года. А веточки у елки были нарядными, потому что на них лежал снег, серебристый, искристый, мягкий и пушистый. Снег лежал везде - на ветвях елочки, на ее стройном стволе и на земле возле ее корней.
Неожиданно прискакал зайчишка-беляк. Это был ушастый зверек располагающей наружности. Он примял лапками снежок, нашел самую мягкую веточку на елке и мирно устроился под ее иголками. Там он шевелил ушами, носом, периодически вздрагивал от мороза и чесал за ухом.
Недаром спрятался зайчишка под ветвями ели. Ведь близко-близко, совсем рядом рыскал голодный серый волк. Волк уже напал на след зайца и озабоченно метался вокруг елки. Волк зловеще открывал пасть, скрипел зубами, голодно выл, нюхал снег, елку и сверкал глазами. Зайчишка испуганно дрожал, боясь открыть глаза.
Елочка, как могла, старалась укрыть зайчишку своими ветвями. На ветвях лежал снег. Елочка опускала ветви все ниже, и, наконец, снег свалился с ветвей прямо на зайца. Заяц испуганно трепыхался, стараясь вырваться из-под сугроба, при этом заяц был уверен, что попал в лапы к волку. Волк насторожился, вдруг заметил зайца и радостно бросился на него. Волк вырвал зайца из объятий снега и гордо понес добычу к себе в нору.
Но тут появились охотник и его спаниель. Спаниель разгреб лапами снег, обнюхал его, потом обнюхал елку, после чего взял след, радостно взвизгнул и пустился в погоню. Охотник спокойно зарядил ружье и посмотрел из-под руки вслед убегающей собаке.
Волк почуял неладное, но не торопился выпустить добычу. Заяц попытался вырваться из последних сил. Тут их нагнал спаниель. Заяц вырвался и припустил прочь, а между волком и спаниелем разгорелся кровавый бой. Тут подоспел охотник. Сначала охотник выстрелил в зайца и попал ему в лапу. Хромающий заяц пытался спрятаться за елку. Второй выстрел настиг зайца, и зверек рухнул в снег. Охотник хладнокровно перезарядил ружье, прицелился, свистом отозвал спаниеля и выстрелил в волка. Лесной хищник почуял боль, завертелся на месте. Второй выстрел настиг его, и волк распластался у самых корней елки, печально обвив ствол хвостом.
Спаниель аккуратно взял зайчишку за уши. Охотник подумал-подумал, достал топор и срубил елочку. Потом взял волка за хвост, другой рукой струсил с елки снег, взвалил елочку на плечо и понес добычу домой, в семью, чтобы весело встретить с детишками Новый Год.
И только снег остался искриться на лесной поляне.

УЗНИКИ ГАРРИ ПОТТЕРА,
ИЛИ МЕНТОРЫ И ДЕМЕНТОРЫ

'Наконец-то, вышел последний,
шестнадцатый, том романов
о Гарри Поттере. Он называется
'Гарри Поттер и надгробный камень'

КВНовская шутка

Случайно подслушал разговор двух школьников:
- Ты что читаешь?
- 'Узника Азкабана'.
- А я только 'Тайную комнату'.
Сегодня подобные диалоги мы слышим повсюду. Создается впечатление, что другой детской литературы, кроме произведений Дж. К. Ролинг, просто не существует. Повальное увлечение мировым бестселлером вызывает самые противоречивые толки. От безудержного восторга: 'Мой сын, радость-то, читать начал!' до глухого негодования: 'Читать о Поттере - безвкусица, все равно, что в 'Мак Дональдс' ходить!'
Действительно, куда подевались Элли и Тотошка, Карлсон и Пеппи, Врунгель и Лом, - те, кто вместе с учителями и родителями вел нас во взрослую жизнь? Каким образом так успешно удалось юному колдуну вторгнуться в наш литературно-семейный уклад?
Дети зажигают фонарики не иначе как заклинанием 'Люмус!', футбол называют квиддичем, а недавно видел негодующего ребенка, который вместо ответных слов своему обидчику прошипел 'Авада Кедавра!'
Давайте попробуем разобраться в феномене Гарри Поттера. Не вынося вердиктов (мы не имеем на то права), не зацикливаясь на категориях 'хорошо' или 'плохо' (слишком уж они категоричны).
Литература, как и любой вид искусства, развивается, изменяется, утрачивает некоторые качества, обретает новые. В свое время мы с удовольствием читали Туве Янссона, Александра Волкова, Астрид Линдрген. Став родителями, удивлялись, почему так редко обращаются наши дети к нашим любимым книгам. При этом часами крутили мультики по видео, подключали всевозможные кабельные каналы с невозможными покемонами и сейлормунами, покупали новые диски с компьютерными играми, давали деньги на Интернет-клубы:
Слишком мощным стал поток обрывочной информации, получаемый нашими детьми из различных источников; слишком много активно отвлекающих факторов. Добавим усложнившуюся школьную программу, дополнительные иностранные языки, да мало ли, что еще! Мозг перегружен, ищет дорогу, ведущую к отдыху. А лучший отдых, как известно, смена деятельности.
Помните выражение 'Толкиенулся сам, толкиени другого'? А битвы на деревянных мечах и веселые пляски эльфийских танцовщиц? Помните, пришедшую в реальный мир сказку Толкиена?
Все повторяется. Поттеру не пришлось выигрывать битву со Страшилами и Винни Пухами. Чеширские коты давно сами перестали улыбаться, Мартовские зайцы мирно закончили свое сумасшедшее чаепитие, 'Беда' легла в дрейф у твердых берегов, Эмиль перестал шалить, Питер Пен перелетел на киноэкраны. А муми-тролли 'караванами, самолетами' покинули уютный Муми- дол, оккупировали эстрадные подмостки и превратились в 'Мумия Тролля'. Даже Алиса Селезнева, гостья из будущего, не тревожит больше мальчишеские сердца, может, потому что ее будущее уже не кажется таким реальным, а может, просто потому что ее растянули на четыре серии, наградив роботом-романтиком Вертером. Дети перестали читать. Полная и безоговорочная капитуляция наших любимых литературных героев.
И тут на скоростной метле в сопровождении белой совы ангелом-спасителем врывается в реально-литературный мир новый герой. Одним мановением волшебной палочки одиннадцатилетний волшебник завоевывает умы современных подростков. В чем же его секрет?
Гарри Поттер заполнил собою пустоту, вакуум, образовавшийся в нынешней детской литературе. Нет, новые книги появлялись на свет. Даже находили своих читателей. Но автору приключений о Поттере удалось соединить все привлекательные для детей жанровые разновидности романа: детективный, авантюрный, фантастический, фэнтези. Добавьте динамику компьютерных игр в стиле экшн, облеките повествование в форму телесериала, немного подростковой любви, большая дружба и лютая вражда, романтический шрам на лбу главного героя, а главное - все это о школе, где нет нудной математики и филологии, зато разнообразие предметов, привлекающих экзотикой названий и содержания. Да и родители далеко, а что может быть притягательней?
И, конечно же, сегодня ничто не может обойтись без 'раскрутки'. Ныне Гарри Поттер превратился в своеобразный бренд, торговую марку, на которую никто не предъявляет права. Поэтому - альбомы, наклейки, игрушки, ручки, папки, тетради, пеналы... Гарри теперь раскручивает себя сам. Да и без пронырливых голливудских 'властителей душ' не обошлось. Обычный для нашего времени организованный массовый психоз.
Но все же что-то было изначально, в самих романах. Есть в произведении Ролинг такой персонаж - Дементор. Существо, которое стирает воспоминания, оставляет в человеке только тоску и ужас. Мы помним, что Ментором звали учителя Телемаха, сына Одиссея. Менторами в средние века называли учителей, сеятелей разумного, доброго, вечного. 'Де' - приставка отменяющая действие. Отсюда 'Дементор'. Слишком много в наше время способов нивелировать разум подрастающего поколения, отвлечь от процесса приобретения новых знаний, создать идеального потребителя. Слишком много развелось дементоров.
Автор цикла романов о Гарри Поттере сотворила целостный, увлекательный мир детской мечты. Наши дети начали читать. Мы должны сказать ей за это большое родительское спасибо. И знаю по опыту: от чтения вреда не бывает. Появятся и другие авторы, напишут новые замечательные детские романы.
А пока пусть наши дети ложатся спать, выключают свет, укрываются с головой одеялом, берут очередной том 'Гарри Поттера' и говорят Люмус!, зажигая фонарики. И пусть читают, читают, читают, как и мы когда-то!..


ШКОЛА? ВОТ ВАШ РЕБЕНОК: ПОЛУЧИТЕ И РАСПИШИТЕСЬ!

Ребенок идет в школу. Шесть лет готовилась семья, и вот этот день настал. Чувствуете ответственность? Из года в год ребенок вбирал в себя все то, чем живет, дышит семья. Сам того не осознавая, перенимал схемы поведения, лексику, даже мимику и жестикуляцию родителей, проникался духом семьи, ее устоями и традициями. За шесть лет ребенок стал одним из Вас.
И вот - новые обстоятельства, иное окружение, перекресток, экзамен. Ваш сын или Ваша дочь выступают в роли дипломатов, консулов, послов. Ваша семья - микросоциум, держава. Ваш ребенок - представитель этой державы. Именно в первые школьные годы родители чаще всего хватаются за голову, восклицая: 'Где ж он этого набрался?!' Все тайное, искусственно незамечаемое становится явным. Излишняя агрессия, отсутствие внутренней дисциплины и самоконтроля, наглость, неадекватное словоупотребление: Научился в детском саду? Нахватался на даче у бабушки? Няня недосмотрела? В том то и дело, что в семье ребенок получает иммунитет, своеобразные фильтры, благодаря которым может подсознательно отделять плевела от зерен. Как вести себя в той или иной ситуации, где уместно употребить то или иное слово, - все эти навыки семья предоставляет ребенку автоматически.
Именно в первые годы жизни формируется уровень познавательной активности, создаются модели реагирования на ситуации удачи-неудачи. Стартовая платформа. Полдела. Ребенок - пилот, учителя - координаторы полета, диспетчеры. Но только тот полет будет удачен, в котором подготовительная, порой незаметная 'черновая' работа проведена со всей ответственностью и тщанием. Работа семейного воспитания.
Вы выбираете учебное заведение. По каким критериям? Вот основные:
1. Территориальная близость.
2. Положительные отзывы друзей-знакомых.
3. Соответствие Вашим возможностям и представлениям о школе, как о таковой (профессионализм учителей, материально-техническая база, контингент учащихся и т. д.)
Одним словом, Вы опираетесь на личные впечатления. Вы приходите в школу несколько раз, общаетесь с учителями, администрацией, другими родителями. Примечаете, как ведут себя и о чем 'болтают' ученики на переменах. Вы собираете свои ощущения по крупинкам. Вы должны понять, насколько атмосфера этой школы соответствует атмосфере Вашей семьи.
Не уповайте на чудо, не надейтесь на финансовый 'откуп'. Не руководствуйтесь формулой 'Я привел ребенка да заплатил. Остальное - не мое дело'. Так не бывает. Учителям-профессионалам под силу многое. Но педагог - не хирург. Новые знания передаст, позитивные качества разовьет, но то, что заложено в ребенка семейным кругом - не отнимет.
Если в семье царит гармония, родители любят и уважают друг друга, с искренней теплотой и пониманием относятся к детям, будьте уверены: Вам не придется краснеть за сына или дочь. Если ребенок вовремя взял в руки добрую книгу, если видит, с каким упоением читают родители, с каким интересом обмениваются мнениями о прочитанном, то можете не сомневаться: школьные годы станут праздником знаний, тернистой и увлекательной дорогой в грядущее. Рука об руку: ребенок, родители, школа.


21 ДЕНЬ В НИДЕРЛАНДАХ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБРАЗОВАНИЕ

- Есть ли в Нидерландах частные школы?
- В Нидерландах все школы частные.
Монументальные голландские средние учебные заведения (до 3000 учащихся) живут в условиях жесткой конкуренции. Демографический спад последних лет заставляет руководство начальных и средних школ серьезно заботиться о новых ежегодных наборах. В том случае, когда количество учащихся в школе заметно снижается, государственные инспекции принимают решение о слиянии нескольких учебных заведений в одно.
Каждая школа находится под 'покровительством' финансирующей ее частной организации. При этом государство также выделяет достаточно большие средства (5-10 млн. евро в год на каждую школу) для обеспечения учебного процесса. Размер бюджетного финансирования напрямую связан с количеством учащихся. Бюджет школы формируется также из доходов, поступающих за счет сдачи в аренду школьных залов и аудиторий, а также за счет родительской оплаты. Бесплатных школ в Нидерландах нет. Дифференциация довольно велика. Размер ежегодной оплаты может составлять и 1000, и 15000 евро и зависит от престижа учебного заведения.
Оплата за питание, ксерокопирование, пользование компьютерной техникой автоматизирована. Ученик в специальном автомате пополняет личный счет на специальной чип-карте. Чип-карта - универсальное платежное средство внутри школы.

- Как оцениваются учебные достижения школьников?
- При помощи общегосударственных тестов.
В Нидерландах десятибалльная шкала оценивания знаний. Но высший балл получить весьма тяжело. 'В прошлом году, - говорит Герман Босман, директор одной из средних школ под Утрехтом, - трое учеников получили 'десятки' за итоговые работы. Нет, не по всем предметам. Каждый - по одному курсу. Но, тем не менее, это очень высокий показатель'.
После начальной школы детей распределяют по трем учебным группам (уровни А, В, С) на основании результатов государственного тестирования. Уровень указан в документе об окончании начальной школы. Именно в такую группу попадает ученик при поступлении в среднюю школу. Изменить результаты тестирования возможно, но очень сложно. Как правило, сертификат об окончании средней школы содержит тот же буквенный знак. С каждым годом обучения разрыв между уровнями растет. В высшие учебные заведения поступают только дети определенного уровня. Никакого конкурса аттестатов. Только экзамены.
В конце каждого года обучения - общегосударственный тест по трем уровням обучения. Ему предшествует тест внутришкольный. Если результаты этих тестов заметно отличаются друг от друга, то ставят вопрос об объективности внутришкольного оценивания. Результаты национальных тестов широко освещаются во всех средствах массовой информации. Это один из показателей работы школы, составляющая школьного имиджа, или, как говорят голландцы, профиля школы.

- Как борются институты в Украине за способных учеников?
- Институты? У нас ученики борются за поступление в вуз.
В Нидерландах, как и в Украине, школы заключают договоры с вузами. Информация об адресах и условиях поступления в институты, с которыми сотрудничает школа, размещена в коридорах на стендах. Другие высшие учебные заведения тоже могут разместить рекламные тексты, но уже на коммерческой основе. Вузы платят школе за то, что рекламная информация размещается на школьных стендах. Не так много детей оканчивают школу с высоким уровнем. Сотрудничество среднего и высшего образовательных звеньев взаимовыгодно, а значит эффективно.
Финансирование высших учебных заведений осуществляется государством по школьному принципу: чем больше студентов, тем больше бюджет. Аудитории вузов поражают технической оснащенностью: два-три телевизора, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, продуманная система вентиляции, автоматические жалюзи, термоэлементы которых реагируют на повышение температуры в комнате. Копировальная техника в коридорах, огромное количество компьютеров, просторная столовая, где расчет происходит также по карточкам, продуктовые и кофейные автоматы. И, конечно же, преподавательский состав. При этом довольно большая часть тьюторов-лекторов, особенно на педагогических факультетах, не научные сотрудники, а практики, стремящиеся передать собственный опыт.

- Мы часто видим в музеях детей с тетрадями. Особенно по выходным. Чем они там заняты?
- Занимаются, выполняют домашние задания.
Большинство музеев в Нидерландах имеют специальные учебные комнаты, хорошо оснащенные, компьютеризированные. По субботам и воскресениям музеи предоставляют учащимся и студентам 80 % скидки на входные билеты (в Германии национальные музеи в выходные работают бесплатно). Школьники активно используют льготы, приходят в музеи в поисках информации по истории, изобразительному искусству, литературе, краеведению. Поисковые информационные системы удобны и общедоступны. Голландский ребенок с клавиатурой учится работать быстрее, чем с ручкой и листком бумаги.
Подобная система позволяет школам не тратить средства на оборудование специализированных кабинетов для некоторых предметов. Да и сама методика обучения подразумевает самостоятельную работу школьников. Учитель приходит в класс не с лекционным материалом, а с вопросами. Выслушивает ответы, просит кого-то из учеников обобщить сказанное, делает поправки и добавления. После чего объявляет тему следующего занятия. Урок окончен. Дети вновь отправляются в свободный поиск.
Так же работают тьюторы в институтах и университетах. 'Какие вопросы вы хотели бы мне задать? Не знаете? Придумайте, даю вам 20 минут. Готово? Прекрасно! Задавайте, а я разделю ваши вопросы на три группы. Кто понял, по какому принципу? Кто может обобщить? Моделируем ситуацию. 20 минут - ваши варианты решения. Корректируйте собственные ответы. Что выяснили мы сегодня на занятии? Молодцы! Увидимся через неделю'. Вот и весь 'текст' тьюторской лекции продолжительностью три часа. Демократично, нет даже намека на менторские монологи. Хорошо ли, плохо ли - не нам решать. Как там говорят о своем уставе и чужом монастыре?
Интересен принцип проведения уроков физического воспитания в средней школе. Вернее их отсутствия. Каждый ученик должен записаться в спортивную секцию и принести в школу соответствующий документ. Либо написать объяснение, по какой причине он не занимается спортом. Виды спорта - пять на выбор из предложенного школой списка. Например, футбол, волейбол, баскетбол, игры в зале и легкая атлетика. Занятия проводятся не в школе, а по месту работы секции. Иногда в спортивных залах тренируется сборная школы по тому или иному виду спорта. Нет в Голландии школьника, который бы не занимался спортом. И в Нидерландах, и в Германии дорожки городских парков заполняются утром любителями бега, без возрастных ограничений.

- Каков механизм руководства средней школой?
- Полная автономия и горизонтальная система внутренних отношений.
Школы в Нидерландах финансово автономны. Государство выделяет средства для обеспечения образовательного процесса. Директорат школы самостоятельно планирует финансовую стратегию. Какие суммы пойдут в фонд оплаты труда, какие - на упрочение материально-технической базы, какие будут отложены на накопительные счета в банках, - все эти вопросы находятся в компетенции совета директоров. Административную структуру школа формирует по собственному усмотрению, исходя из потребностей и финансовых возможностей. Директор по финансам, директор по маркетингу и связям с общественностью, директор по учебной части и другие руководители составляют совет директоров и выполняют распоряжения председателя правления. Председателя назначает Совет Школы, в который входят три-пять родителей спонсирующей организации. Сразу оговоримся: никакого влияния на результаты обучения любимого чада родители оказать не могут. Причиной тому врожденная голландская честность и продуманная схема написания национальных тестов.
Внутри школьного коллектива отношения выстроены в горизонтальной плоскости. Непросто приходится руководителям, поскольку каждый член демократического сообщества ощущает практически безграничную личностную свободу. А это означает, что, получив распоряжение директора, учитель не обязательно торопится его выполнять. Многое зависит от харизмы руководителя, способности к лидерству. Поэтому такое большое значение уделяется подготовке руководителей. Специальное отделение на педагогическом факультете готовит специалистов в области менеджмента, в дипломе которых указана профессия 'директор школы'.

- Какие школы вы называете хорошими?
- Те, которые имеют собственное лицо.
Профиль учебного заведения сформировать непросто. Это кропотливый труд из года в год, изо дня в день. Большую роль играют результаты общенационального тестирования. Нет смысла оценивать работу школы по количеству поступивших в высшие учебные заведения: поступят все, имеющие соответствующий образовательный уровень. Нет смысла оценивать работу школы по количеству учеников, составляющих группу с высоким образовательным уровнем: такое деление осуществляется уже по окончании начальной школы и, как правило, не подвергается ощутимой коррекции за годы обучения в средней школе. А вот результаты государственных тестов обнародуются через средства масс-медиа и влияют на общественное мнение. Если результаты хороши, значит школа выбрала правильное образовательное направление. При этом, хоть в Нидерландах и принята десятибалльная система, ежегодные тесты оцениваются в процентном отношении. Например, в тесте 100 вопросов (100 %). Ученик правильно ответил на 68 (68 %). Это неплохой результат, выше среднего.
Кроме того, профиль школы составляют внешкольные мероприятия, стоимость обучения, персонал, территориальный фактор, реклама, отзывы, материально-техническая база, контингент учащихся и т. д.
Голландцы отдают предпочтение школам, находящимся на окраине города или за его чертой, в которых преобладает коренной контингент учащихся; школам, которые хорошо оснащены технически, имеют современный интерьер и разнообразный спектр дополнительно оплачиваемых услуг: питание, факультативные занятия, кружки по интересам, клубы.
Зачастую школы с целью привлечения учащихся специализируются в той или иной области, что становиться своеобразным образовательным 'коньком' учебного заведения. Это так называемая экстернальная, или внешняя специализация. Внутренняя образовательная структура школы также дифференцирована. И не только старшее, но и среднее учебное звено. Первый этаж, например, может быть отдан под классы математические, второй - под классы философско-гуманитарного профиля, а третий - под классы естественнонаучного направления.
Наполнение голландского учебного плана очень похоже на предметное наполнение в Украине. С одним отличием: политика страны предполагает активную интеграцию в мировое сообщество, поэтому особое внимание уделено изучению языков. Мы не встретили ни одного голландца, который бы не знал английского языка. Многие говорят по-немецки, по-французски.
Большое внимание уделяется изучению общеразвивающих дисциплин: театральное искусство, изобразительное искусство, музыка. Каждый голландец состоит членом какого-либо клуба по интересам, где и проводит выходные. Голландская семья легко может сорваться с места в субботу и через полстраны совершить паломничество к какой-нибудь временной выставке полотен зарубежного художника.

- Вам понравилось в Голландии?
- Здорово! Но дома лучше.
Я не разделяю безапелляционных восторгов по поводу европейской жизни и, в частности, по поводу европейского образования. Действительно, в странах со стабильной экономикой многое выглядит иначе. Скажем прямо: богаче. Богаче выглядят школы, институты. Беззаботнее выглядят ученики и учителя. Мы не успели заразиться ностальгией за 21 день, проведенный в Голландии. Даже ощущения новизны не успели притупиться. Но домой хотелось неимоверно: там нас ждали наши семьи, наша любимая работа, наши заботы, которых им не понять. Многому мы должны учиться: честности, порядочности, аккуратности, демократичности, толерантности. Многому пусть они учатся у нас: профессионализму наших учителей, трудолюбию, энтузиазму.
Да, на уроках моих педагогов дети сидят за партами и никогда не позволяют себе оказаться сверху учебного стола. Да, я не могу себе представить группу учащихся в музее, удобно и вальяжно расположившуюся полукругом на полу перед картиной, где в центре, также на полу, сидит гид-учитель. Да, дети называют моих учителей на 'Вы' и по имени-отчеству. И это здорово! Стоит ли слепо копировать систему вместе с ее достоинствами и недостатками? Не разумнее ли перенимать лучшее, сохраняя собственную индивидуальность?


И. В. Быков



 
 


профилактика морщин и старения кожи | Современный плазмолифтинг в Куркино | профилактика угревой болезни (акне)